Антон Баталин

маркетолог, политтехнолог

Об ожиданиях и реальности

Помните, был в советские времена такой мультик, в котором купец заказал скорняку сшить семь шапок из небольшой овечьей шкурки, и как потом искренне удивился, что шапки не оказались полноразмерными? Не видели? Очень рекомендую и прикрепляю ссылку.

Так вот. В жизни маркетологов это достаточно распространенная история. Бывает, что Клиент не совсем рад представленному результату. Причем, очень искренне так не рад. «Ведь это же очевидно, что нужно было совсем не это!» А то, что очевидное для него вовсе не обязано быть очевидным для маркетолога – для него почему-то совершенно не очевидно.

И как же с этим жить? А не надо с этим жить. Недавно я объяснял одному человеку: хочешь получить адекватный результат – адекватно ставь задачу и адекватно плати! Иначе – многовариантность. Прямо как у Зеланда. Хочешь семь шапок – получи и распишись! Ровно семь. А какие… «Ну, это же очевидно!..» Для скорняка, например, очевидно было другое: что ни один нормальный человек всерьез не решит, что из одной шкурки можно сшить семь полноразмерных шапок.

И что? Брифовать, брифовать и ещё раз брифовать! Бриф (или ТЗ, техзадание) закроет хотя бы большинство вопросов, связанных с многовариантностью человеческого мышления. Это важно обеим сторонам: и заказчику, и исполнителю. Едва ли кто-то искренне заинтересован ввести в заблуждение или сделать не то. Пишите бриф и отправляйте письмом, чтобы оставить след.

А еще лучше – когда у заказчика есть Маркетинговая Стратегия, в которой уже прописаны основные константы, правила и направления развития. Имея такой документ, формулировать задачи маркетологу гораздо проще. Тогда вместо «Ведь это же очевидно…» появляется «Ведь это же прописано в Стратегии!» А это уже совсем другая история. Вот поэтому я в основном именно разработкой стратегий и занимаюсь. Это очень помогает жить.